ГЛАВНАЯ
О РЫБАХ
ПОПЛАВОК
СПИННИНГ
ТРОЛЛИНГ
ЗИМНЯЯ РЫБАЛКА
НАСАДКИ
РЫБАЦКАЯ КУХНЯ
РЫБОЛОВНЫЕ ИГРЫ
МАГАЗИНЫ
СТАТЬИ
ПРОГНОЗ ПОГОДЫ
ССЫЛКИ
КОНТАКТЫ

Титановые поводки МАКО




Наши сайты:

eholot.ru
eholot-humminbird.ru
kupit-eholot.ru
makofishing.com
makofishing.ru
makofishing.com.ua
fishing.ua

Поиск по сайту:

Техника освоения спиннинговой снасти

Отсутствие основных сведений по теории спиннинга приводит к очень неприятным случаям, когда рыболов, не понимая, что происходит, тяжело переживает свои неудачи.
Прежде чем перейти к изложению основ теории, условимся относительно некоторых терминов.
Первая условность, которую приходится признать, — это самое название снасти. Мы считаем, что слово “спиннинг” заключает в себя весь комплекс частей, составляющих снасть, а также выполняемых ею действий. Мы говорим: “спиннинговое” удилище; ловим “на спиннинг”; “спиннинговая блесна” и т. д. Ловля этим способом является ловлей спиннингом.
Ловить на спиннинг — это значит ловить на искусственную приманку, забрасываемую с удилища, снабжённого катушкой, на которой намотан длинный шнур.

На рис. 2 дан схематический чертёж спиннинга. Он состоит из пробковой или деревянной ручки а и собственно удилища б, которое может быть либо цельным по всей длине, либо состоять из двух или трёх колен. На ручке крепится, катушка к при помощи катушкодержателя л. На стержне удилища прикрепляются пропускные кольца о, через которые пропущен шнур — леса. Самое верхнее кольцо т — тюльпан — является одной из ответственных деталей удилища. К концу пропущенного через кольца шнура привязывается груз; при помощи застёжки к грузу прикрепляется поводок л, к которому присоединяется блесна. Когда применяют тяжёлые вращающиеся блёсны, вместо груза ставят противозакручиватель.
Задача спиннингиста заключается в том, чтобы забросить блесну на большое расстояние, метко попасть в намеченную цель и, наматывая сбежавший с катушки шнур обратно, заставить блесну двигаться под водой.
Выполнение этой задачи достигается в результате подробного изучения явлений, сопутствующих забросу, и путём соответствующей тренировки.

На рис. 3, а показано начальное положение удилища. Оно находится в покое; леса свисает вниз от кольца тюльпана под действием тяжести груза с блесной.
Если катушка будет поставлена на свободный ход, то груз будет опускаться, заставив вращаться шпульку катушки. Для того чтобы шпулька не вращалась, её нужно поставить на тормоз (рис. 3, г), который намертво закрепляет шпульку. Если начать вращать удилище вокруг буфера в плоскости чертежа (в частности в горизонтальной плоскости, то груз с блесной последуют за движением кольца — тюльпана, но вследствие инерции они отстанут от тюльпана, и леса уже не будет отвесно опускаться вниз, а примет наклонное положение, указанное на рисунке буквой б. Верхнее кольцо удилища при забросе будет описывать окружность. Очевидно, что груз будет неотступно следовать за ним, а вращательное движение вызовет появление .центробежной силы; значит, груз будет относиться ещё и во внешнюю сторону (положение б). Чем скорее движение тюльпана, тем больше центробежная сила и тем сильнее леса натягивается. А так как груз находится сзади, то это усилие передаётся удилищу, которое изгибается. Величина изгиба зависит от эластичности удилища, веса груза и скорости .вращения. В результате действия этих сил груз не описывает окружности, а двигается по кривой, характер которой показан на рисунке (положение б и далее в).
Допустим, что когда удилище придёт в положение в, будет снят тормоз с катушки (на рисунке обозначено буквой Б). В этот момент шпулька начнёт свободно раскручиваться под действием груза, который должен полететь по касательной к описываемой им кривой.
Если бы шпулька не имела инерции и не было бы никакого сопротивления вращению, то это направление было бы действительным направлением полёта. Но так как шпулька обладает инерцией и испытывает при вращении сопротивление от трения, некоторая часть энергии, накопленной грузом за время взмаха удилища, должна расходоваться на 'приведение шпульки во вращательное движение. Благодаря этому груз изменит первоначальное направление своего движения и потеряет некоторую часть приобретённой скорости. За время дальнейшего своего полёта груз будет тащить за собой лесу и преодолевать сопротивление воздуха, что вызовет постепенное уменьшение его скорости. Кроме этих сил, во все время полёта груза на него будет действовать сила тяжести, благодаря чему он будет снижаться, описав в воздухе кривую. Характер этой кривой и положение груза с блесной во время полёта изображены на рис. 4. На практике легко наблюдать, как леса, вытягиваемая грузом, опускается, сохраняя форму пологой кривой.

Нужно помнить, что все эти действия происходят в течение доли секунды и описанные движения не плавные, а делаются рывками, при которых возникают большие инерционные силы. Только благодаря быстроте этих действий возможны броски сравнительно лёгкого груза (30—35 г) на расстояние 60—70 м и более.
Шпулька катушки, получив первый рывок, начинает с большой скоростью вращаться и отдавать вытягиваемую грузом лесу. Ввиду того что сопротивление вращению шпульки меньше, чем сопротивление, испытываемое летящим грузом, скорость её вращения уменьшается медленнее, чем затухает скорость полёта груза. Наконец, наступает момент, когда груз не сможет вытягивать отдаваемую шпулькой лесу. Поэтому во время заброса нужно подтормаживать шпульку, чтобы предотвратить возможность возникновения “бороды” (путаницы лесы). Когда же груз упадёт на воду, вращающаяся шпулька катушки ещё обладает некоторой инерцией. В этот момент её нужно затормозить и остановить.
Удилище, когда шпулька будет освобождена от тормоза, некоторое время ещё двигается в прежнем направлении и в момент, изображённый на рисунке и помеченный буквой г (рис. 3), выпрямляется (как пружина), благодаря чему тоже несколько изменяет первоначальное направление движения груза.
Дальнейшее движение удилища не оказывает особого влияния на полёт груза, и если удилище оставить в положении г, то леса будет испытывать только трение о кольцо тюльпана. Спиннингист должен заботиться о том, чтобы обеспечить полёт груза с минимальным сопротивлением, так как иначе он будет терять в дальности заброса; поэтому он должен так поставить удилище (положение д), чтобы трение лесы о кольца было наименьшим. Следовательно, направление удилища должно совпадать с направлением вытягиваемой лесы, что на рисунке изображено линией, параллельной направлению стрелки (д).
Таким образом, спиннинг — это типичное метательное орудие, где источником силы является центробежная сила, возникшая вследствие вращения удилища (взмаха), а снаряд представляет груз с блесной. Такого типа метательное орудие нам известно с древних времён — это праща, при помощи которой люди встарину метали камни на большое расстояние.
На основании изложенного выше можно дать несколько практических советов.
1. Перед забросом катушка должна быть полностью заторможена. Если этого не сделать, то в момент взмаха удилища инерция груза с блесной будет настолько велика, что катушка начнёт разматываться, леска будет свободно сбегать, и груз с блесной, вместо того чтобы двигаться вместе с концом удилища, упадёт тут же на землю, так что взмах удилищем будет сделан вхолостую. Нередко при этом блесна своими крючками впивается сзади спиннингисту в костюм. Если катушка тяжёлая или туго вращается на своей оси, блесна упадет в нескольких шагах от спиннингиста.
2. Когда при правильном забросе освобождается тормоз, как указано на рис. 4, шпулька, получив свободу вращения, начинает быстро крутиться. При этом она будет развивать около 1 000 оборотов в минуту и даже больше; её вращение будет соответствовать скорости полёта груза, т. е. вся спускаемая леса будет вытягиваться летящим грузом через кольца. Через 2—3 секунды скорость полёта груза заметно уменьшится, а катушка, вращаясь по инерции, немного уменьшит число оборотов, и тогда наступит такой момент, когда леса начнёт отставать и свисать на протяжении между катушкой и первым кольцом. Если не принять мер, то лесы сбежит так много, что она захлестнёт за кронштейн катушки или начнёт наматываться в обратную сторону и запутается. Произойдёт рывок, вследствие которого при прочной леске груз и блесна резко изменят направление полёта, полетят в обратную сторону и шлёпнутся в воду, не долетев до намеченного места. Если же леса окажется слабой, то неминуемо произойдёт ее обрыв, и груз с блесной и поводком улетят в сторону. Катушка в этот момент тоже претерпит удар и, запутавшись в петлях лесы, резко остановится. На языке спиннингистов такая путаница называется “бородой”, “перебежкой” или “париком”.
3. Если при забросе вес груза не будет отрегулирован в соответствии с качествами катушки, то это или вообще сделает невозможным заброс, или вызовет появление “бороды”. Допустим, что шпулька очень тяжёлая и недостаточно легко крутится на своей оси. Тогда в момент освобождения шпульки от тормоза груз, получив большую скорость, но не имея достаточного веса, не сможет преодолеть инерцию шпульки и потеряет весь запас живой силы. Вследствие этого груз упадёт очень близко и не по намеченному направлению, а шпулька, начав вращаться, быстро остановится. Усиливая бросок, т. е. придавая концу удилища большую скорость, дальность броска не удастся увеличить, а произойдёт как раз обратное — блесна с грузом пролетят еще меньше, так как вес груза и его скорость будут полностью поглощены инерцией шпульки, как при ударе. Несколько оборотов, которые сделает шпулька после падения блесны, не вызовут появления сложной “бороды”, 'но всё же леска немного запутается.
Если при тяжёлой шпульке катушки и обычном грузе сделать плавный размах и освободить шпульку от тормоза несколько раньше, можно добиться несколько большей дальности заброса.
Отсюда можно сделать два вывода:
1) при забросе нельзя применять силу, большую той, какая требуется для придания грузу нормальной скорости полёта;
2) спиннинг должен быть хорошо отрегулирован.
Подводя итог всему сказанному, нужно вполне ясно представлять себе, что работа со спиннингом требует должного внимания, аккуратности и большой скорости соображения, так как в те доли секунды, в какие совершаются описанные процессы, может быть очень много всевозможных неожиданностей, и спиннингист должен быть готовым немедленно принять меры для предотвращения неприятностей; чаще всего приходится моментально останавливать шпульку.

Автор: Никольской М.Н.

Яндекс цитирования

2005-2017 © Created by: Maksim Kostyayev

Спонсор проекта: Титановые поводки "МАКО"